Товар добавлен
в корзину
Товар удален
из корзины
Товар добавлен
в список желаний
Категории товаров
История возникновения бисера

История возникновения бисера

Бисер – это очень древний, но всегда актуальный материал. По сравнению с живописью, вышивкой или ткаными изделиями, бисер гораздо дольше сохраняет чистоту и насыщенность своего цвета. Благодаря бисерным изделиям мы можем получить представления об умениях наших пращуров, а также об их вкусах и цветовых предпочтениях.

Чаще всего бисер представляет собой очень мелкие стеклянные бусинки. Но на протяжении всей истории человечества его изготавливали и из других разнообразных материалов, например, из металла, фарфора, костей животных или позже - из всевозможных пластмасс.

             

 

История происхождения бисера

Во многих местностях учеными был обнаружен металлический бисер: к примеру, в Индии - это медные бусы, датируемые III и II тысячелетиями до нашей эры. А в Африке, на Американских континентах и в той же Индии также популярны были золотые и серебряные ожерелья. В Мексике, кроме круглых, изготавливали фигурные бусины. В Индии бисер из золота и серебра традиционно делают и сейчас. В Европе металлический бисер получил распространение только в XIX веке. Его называли «стальными бриллиантами». Известно, что бисеринки подвергали воронению, золочению и полировке. Изготавливали металлический бисер французские и немецкие мастера. Но как лучший славился английский.

С происхождением и появлением стеклянного бисера связан ряд удивительных и красивых легенд. К примеру, в Туркмении бытует легенда о горной пещере, в которой живет злой дух. Он похищает самых красивых девушек и приковывает их цепями к скале. От горя красавицы роняют слезы, которые становятся драгоценным бисером…

 

История происхождения стекла – начало производства стеклянного бисера

Конечно, вначале люди научились производить стекло. Как правило, его изобретение приписывают финикийцам. Об этом записана легенда известным римским историком в I веке н. э. и говорит о том, как финикийские купцы возвращались из Африки, везя с собой большие куски соды. Однажды на берегу они разожгли костер и стали готовить ужин. А поскольку камней рядом не оказалось, они обложили кострище кусками соды. Утром же в золе они увидели необычайный слиток - твердостью подобный камню, а прозрачностью – чистой воде.

Но в действительности учеными установлено, что самое ранее производство стекла началось в Египте. А самая древняя из найденных бусина сделана из зеленоватого стекла и составляет в диаметре около 9 мм.

 

Египет

В Египте найдены и великолепные бусы из фаянса, который изготавливали из кварца. Его измельчали в мелкую крошку, формовали и покрывали слоем цветного стекла. Такие бусины были непрозрачными и имитировали драгоценные и поделочные камни. С помощью медных, марганцевых, железных и свинцовых соединений стекло красили в коричнево-красные, зеленоватые и синие тона.

                     

Египетское стеклоделие достигло пика своего развития к XVI столетию до н. э. Стекло использовали при инкрустировании стен, колонн, при отделке мебели и ларцов, в красочных мозаиках, из него делали разнообразные украшения, вазы и другие сосуды, заупокойные статуэтки.

Египетские бусины и бисер делались в большом диапазоне размеров и форм. Им придавали формы цветов, шишек, листьев, морских раковин. Технологию создания бисера древние мастера довели до совершенства. Они использовали разные методы и приемы изготовления разнообразных сортов бусин. Первые египетские бусины формировали из фаянса (то есть, не проваренного стекла) на нити, после чего их покрывали глазурью и обжигали. В процессе обжига нить сгорала, оставляя отверстия, часто очень большие. Для придания поверхности бусин гладкости, их шлифовали абразивными веществами.

Более сложной, по сравнению с остальными, была технология изготовления позолоченных и посеребренных бусинок. Ее изобрели в Египте еще в IV веке до нашей эры: слой тончайшей золотой фольги располагали под тонким слоем прозрачного иногда желтоватого, но чаще бесцветного стекла. Делалось это одним из двух способов:

1. На стеклянную трубку приклеивали золотую фольгу и раскаляли до 600-800о С. Потом эту размягченную заготовку поливали горячим стеклом, создавая слой до 1 мм в толщину. Для сохранения отверстия в трубочку еще до нагревания помещали проволоку. Чтобы придать золоченым бусинкам форму, использовали специальные формовочные щипцы. В результате получалась цепочка бусин разной формы, которую позже разделяли на отдельные бусинки.

2. На стеклянной трубке-основе крепили серебряную фольгу и вставляли эту заготовку в прозрачную желтоватую стеклянную трубку большего диаметра. Промежуток между трубками составлял от 1 до 2 мм. Друг с другом трубки скреплялись только по краям отверстий, а бусинки выходили полыми.

Также египтяне умели делать и инкрустированные разноцветные бусины. Их вначале использовали как декоративные элементы в составе украшений из разных материалов. А после изобретения сетчатого плетения начали изготавливать и отдельные изделия из бисера. Последние играли важную культурную роль: их использовали в обрядах и ритуалах. С помощью купцов египетский бисер распространился во многие страны, в том числе, европейские.

 

Рим

В эпоху поздней античности центрами стеклоделия были Александрия и Рим. Уже римляне начали применять технику дутья и делать стекло прозрачным. А во II веке до н. э. его научились отливать в открытых формах, что позволило использовать стекло не только для создания предметов роскоши, но и повседневной домашней утвари.

                                                              

Распространена была и техника золочения стеклянных пластинок, когда золотой лист наклеивался на поверхность пластины, а потом из него вырезался тонкий золотой узор. Сверху его покрывали прозрачного стеклянным слоем.

 

Русь

           

Традиции римского стеклоделия переняли средневековые византийские стеклодувы, а потом и венецианские и русские (в IX веке). На Руси стеклянные бусины ценились очень высоко, часто заменяя деньги. В период монголо-татарского ига стеклоделие на Руси пришло в упадок. А вот Венеция на протяжении столетий оставалась европейским центром производства стекла. Венецианский бисер стоил также очень дорого и славился на весь мир. Он служил предметом обмена для золота, мехов, всевозможной экзотики и даже для рабов. Отец знаменитого купца-путешественника Марко Поло также был сыном прославленного бисерного мастера. Путешествуя по миру, он был впечатлен большим спросом на бисер. Когда он рассказал об этом соотечественникам, производство бисера расцвело с новой силой. Следующим импульсом для стеклоделия стало открытие Америки и последующее появление рынка сбыта среди индейского населения. Параллельно развивался итальянский рынок. Бисер и разнообразные изделия из стекла стали основным товаром венецианской торговли. Это обозначало необходимость сохранения монополии на их производство, что привело к правительственному запрету на вывоз сырья для производства стекла, необработанного стекла, а также осколков.

Чтобы предотвратить массовые пожары в городах, все стекольные мастерские в 1221 году перенесли на о-в Мурано. Он стал вотчиной стеклоделов, которые не гнушались грабить приезжавших иностранцев, оставаясь безнаказанными. Кроме того, они были удостоены правительством важной привилегии выдавать своих дочерей за патрициев, что делало их внуков автоматически патрициями. Узнать секреты стекольных мастеров стремились многие европейские государства. Однако их выдача часто наказывалась смертью не только самого мастера, но и арестом всех его родственников. И только в XVII веке с выходом книги Антонио Нери под названием «Искусство стекла», включавшей подробное технологическое описание, ситуация изменилась.

В XIV веке на юге стало развиваться производство богемского «лесного» стекла. Такое название связано с использованием вместо соды пепла, остающегося после сжигания древесины. Богемское стекло труднее плавилось, но лучше поддавалось огранке, которая делала сильнее игру света в изделиях. После этого стекольные мастерские стали появляться в Германии, Франции. Пытаясь выдержать жестокую конкуренцию, венецианцы придумывали новые приемы изготовления бисера, чтобы создавать новые его сорта. Только это не помогло венецианским мастерам - в итоге, в XVIII веке все-таки начался упадок этого ремесла.

К возрождению стекольного дела на Руси приложил много усилий М.В. Ломоносов, основавшим свою фабрику и сам занимавшийся получением цветного стекла: он стремился к возрождению мозаичного дела бисерного производства. И ему это удалось: стекло и изделия на ломоносовской фабрике выходили высочайшего качества, сравнимого с венецианским, и в богатейшей цветовой палитре. За 11 лет работы фабрики было выпущено около 1600 кг стекляруса и несколько тонн бисера. Но увы, после смерти великого ученого работа стекольной фабрики в скором времени прекратилась.

                 

Сейчас крупнейшими производителями бисера являются Чехия, Тайвань и Индия. Самым качественным считается японский бисер, он же является и самым дорогим. За ним следует чешский, которому свойственны большое разнообразие сортов, цветов и форм в сочетании с более доступной ценой.

 

 

Читайте также

Как сплести оплетку для пасхальных яиц из бисера: мастер-класс по простой схеме

22.04.2019

Уже больше тысячи лет в христианском мире существует традиция красить или раскрашивать куриные яйца в преддверии праздника Пасхи. В день празднования воскресения Иисуса Христа христиане устраивают пра...

Для чего нужны кабошоны и как их использовать

02.04.2019

Приобретающий все большее распространение термин «кабошон» означает круглый или овальный в сечении самоцвет, которому с помощью особой технологии придали выпуклую форму с одной его стороны...

Как сплести браслет Шамбала

12.03.2019

Сегодня мы научимся изготавливать аксессуар, приобревший сегодня большую популярность как среди мужчин, так и среди женщин – это браслет Шамбала. Даже начинающая рукодельница без особого труда с...